Праймер Плюс


ЗАЩИТНЫЕ РОЛЛЕТЫ.
ЗАЩИТНЫЕ ЖАЛЮЗИ.
ПОСТАВКИ
МОНТАЖ
СЕРВИС

позвоните нам
сейчас:





Гончарство в Украине. Коротко по истории

Гончарство - обработка глины и изготовление разнообразной кухонной посуды, а также кирпича, изразцов и другой керамики. Гончарные изделия на территории Украины, принадлежащих к трипольской культуре, уже определялись изысканностью форм, интересной озлобленностью. На ручном гончарном круге, появившийся здесь во II в. н.э., с использованием специальной обжиговой печи - горна - изготовлялась основная масса керамической посуды в Киевской Руси, где гончарное ремесло достигло высокого уровня. В XIV-XV вв. на Украине начали применять более совершенный и производительный ножной круг.

Украинские гончары производили разнообразную посуду для приготовления, хранения и подачи на стол тех или иных блюд (горшки, миски и тарелки, кувшины, чаши, рынки, гладишки, тыквы, бочонки, Должанка, баньки, кувшины), а также декоративная посуда, изразцы, черепицу, кирпич, детские игрушки и тому подобное. Расцвета гончарства на Украине способствовало наличие в ее недрах залежей высококачественных красных, красно-бурых и светло-серых глин. Это обусловило возникновение значительных ячеек керамического производства. На Киевщине - это Дыбинцы, Васильков, Канев, Новые Петровцы, Моринцы, Гнилец; на Полтавщине - Опошня, Хомутец. Комышня; на Черниговщине - Ичня, Огородная, Карп, Нежин, Олешня, Кролевец, Шатрище; на Подолье - Бубнивка, Бар; на Западной Украине - Косов, Коломыя, Ужгород, Хуст, Ольховка, Дубовинка; на Харьковщине - Изюм, Просяное, Новая Водолага; на Волыни - Ракита, Дубровица и др. Изделия этих гончарных центров имели общие черты, но одновременно и локальные особенности. Так, знаменитый опишнянский посуду отличался тонкостиннистю, двух- трехцветным росписью в виде Кривулина, черточек, точечек и тому подобное. Опошня славилась также декоративной скульптурой и детской игрушкой. Для Волыни является характерной керамика серого, черного, сине-черного цветов - сиваки. Их декор состоял из разнообразных линий, образовывали своеобразные узоры - сосенки, стовбики, елки, клетки. Подольская керамика отмечалась огневой красным фоном и оригинальной орнаментикой - пышные цветы, ветви с плодами, гроздья винограда. Посуда некоторых черниговских мастеров разукрашивался специфической техникой брызг и подтеков. Мастера Косово создали высокохудожественную технику гравированного росписи, оригинальной форме изразцы, светильники, расписные миски и много других неповторимых изделий.

Процесса изготовления керамических изделий предшествовала заготовка глины, которую копали в местах ее залегания - глинищах. Привезенную глину гончары ссыпали обычно или во дворе в специально отгороженное место, или в углу дома и оставляли на время «созревать», перемешивая время от времени лопатой и поливая водой. Затем глину сбивали специальным молотом (молотом или веслом), строгали стругом или проволокой, чтобы сделать ее мелкой и изъять примеси. Для получения материала необходимого цвета, огнестойкости и т.д. мастера смешивали разные сорта глин. Через один-два дня глину месили руками или ногами и формировали убалабухы, каждый из которых был рассчитан на изготовление отдельного сосуда.

После изготовления изделия его ставили на специально устроенные в доме под потолком доски для подсыхания. Затем его расписывали и наносили эмаль - полива. После этого посуду для прочности обжигали в горне.

Реализация гончарных изделий осуществлялась обычно самими мастерами, разъезжали по селам и возгласами «По горшки» приглашали крестьян к торговле. Стоимость той или иной сосуды чаще всего определялась количеством зерна, которую она могла вместить. Гончары вывозили свой товар и на ярмарки и базары: расположенные в гончарном ряде прямо на земле разнообразные керамические изделия - одна из характерных черт украинских ярмарок.

На сегодня гончарство, как и другие кустарные промыслы, существенно упадок, большинство его центров прекратили свое существование. Керамические предприятия в Косово, Опишни и некоторые другие части специализируются на изготовлении декоративной посуды и скульптуры.

Гончарный круг - основное орудие для изготовления гончарных изделий. Известно с IV тысячелетия до н.э. Сначала было проще, рунным, затем - более совершенным, ножным. Со второй половины XIX в. на Украине бытовало так называемая силезская модель ножного гончарного круга с неподвижной осью. Позже распространился грецкий, или немецкий, тип с плавающей осью. Кроме оси (веретена) гончарный круг имел два деревянных круги: больше нижней (спидняк) и меньший верхний (верхняк). На последнем гончар вручную формировал изделие, а с помощью нижнего ногами обращал оружия. Пальцами, а также деревянным ножом (стеком) сосуде оказывали необходимой, формы, а ее стенкам - определенной толщины и гладкости. Рельефное орнаментации делали специальными палочками. Расписывали с помощью куриного перышка или так называемого рожка при медленном вращении гончарного круга. После окончания работы гончар тонкой проволокой срезал изготовленную вещь из круга - именно поэтому все такие изделия имеют равное плоское дно.

После окончания работы гончар тонкой проволокой срезал изготовленную вещь из круга - именно поэтому все такие изделия имеют равное плоское дно

Горно:
1. В гончарном производстве - сооружение для обжига керамических изделий с целью их укрепления. Представляет собой кирпичную или каменную куполообразную полуземлянку, состоящий из входного помещения (пригребища, погреба) и основного, где находится печь. На Украине известно два типа гончарного горна: прямоугольный и круглый (грушевидный). Горна строили одноярусными, когда печь сочеталась с обжиговых камерой, и двухъярусными, когда печь и камера были разделены. В двухъярусных прямоугольных горнах обжиговая камера делалась закрытой или открытой. Между ней и печью была горизонтальная перегородка с отверстиями (пролетами, отдушины) для прохождения горячего воздуха. Сверху или сбоку обжиговой камеры устраивался отверстие, через которое ее заполняли посудой. Обычно за один раз обжигали от 150 до 500 вещей. Обжига продолжалось конечно пять-7:00 и делалось в два этапа. Во время первого керамика окончательно высушивалась, а на втором этапе при температуре до 900 ° уже непосредственно обжигалась. Глазурованная посуда обжигали дважды: сначала в сыром виде, а затем - после полива;

2. В ковка - открытый очаг, устроенный в кузнице в виде квадратной сооружения из кирпича или камня 80-100 см высотой. Через отверстие (сопло) с ним соединялись кузнечные мехи - устройство с сыромятной кожи, натянутой на обручи, с помощью которых в горне быстро роздмухувалося пламени и достигалась высокая температура, необходимая для смягчения металла.

Текст и фотографии goncharnyadruka.com.ua


НОВОСТИ:

Видео аста м натяжные потолки
Опубликовано: 16.09.2017 Технология установки глянцевого натяжного потолка с фотопечатью. Советы от Аста М На рынке России и ближнего зарубежья уже успела завоевать доверие компания «Аста Мануфактура».

Провисание натяжного потолка. Причины и их устранение своими руками
Натяжной потолок – стильно, модно, практично! Это довольно крепкое и износостойкое полотно, способное, при соответственном к нему отношении, служить десятилетия. Но в жизни случается всякое:

Шутерсток натяжные потолки с фотопечатью каталог фото
Натяжные потолки давно занимают ведущие позиции при выборе оригинальных дизайнерских решений для интерьера. В погоне за уникальностью  и неповторимостью люди идут на все, чтобы создать шедевр. Как можно

Натяжные потолки Сарос Дизайн — Своими руками
Прибор для экономии электроэнергии Electricity Saving Box Почитать отзывы можно здесь Дизайн натяжных потолков Saros Design Рост конкуренции между производителями натяжных потолков выражен

Натяжной потолок провис: какие могут быть причины беды?
Натяжные потолки — это, безусловно, удобно и практично. Но иногда они приносят проблемы, если установка производилась неправильно или уход за ними был несоответствующий. Что же необходимо делать, если

Провис натяжной потолок — причины провисания и как этого избежать
Причиной, того что провис натяжной потолок, могут стать различные «происшествия». Для устранения этого дефекта потребуется определить, из-за чего он возник, и лишь после этого приступать к его непосредственной

Какие точечные светильники лучше для натяжных потолков: как выбрать по типу, качеству и дизайну
В этой статье мы расскажем: как выбрать точечные светильники для натяжных потолков, чтобы организовать хорошее освещение и создать стильный интерьер? влияет ли тип полотна на выбор осветительных

Точечные светильники для натяжных потолков – обзор вариантов и рекомендации по выбору
Существует ошибочное мнение, что на натяжные потолки принято устанавливать лишь маленькие светильники. Привычные большие люстры тоже могут хорошо применяться для освещения комнаты. Но тут важно не перестараться

Какие светильники выбрать для натяжных потолков: виды, отличия, цены, что лучше?
Современные дизайнерские решения по оформлению квартиры или офиса требуют применения новейших технических средств. Поэтому, оснастив помещение натяжным потолком, следует позаботиться о соответствующем

Натяжные потолки Сарос Дизайн — фото и виды поверхности Saros Design
Дизайн натяжных потолков Saros Design Рост конкуренции между производителями натяжных потолков выражен не только в том, что существует множество фирм их изготовляющих, но и в том, что рынки сбыта

Карта